среда, 25 апреля 2012 г.

Поисковые системы и эксперименты.

Эксперименты над поисковыми системами.
Поисковые системы сегодня — это сложный механизм, который невозможно «просчитать» досконально. Ни один, даже самый опытный и технологически подкованный оптимизатор не имеет инструментов, чтобы стопроцентно определить реакцию поисковой машины на то или иное действие над сайтом. Иногда механизмы системы относительно прозрачны, особенно, если речь идет о Google, и вебмастер может без всяких исследований, с помощью простейшей аналитики, посмотреть, как сказываются его манипуляции на позициях ресурса.
Гораздо сложнее обстоит дело с Яндексом, который в настоящее время имеет максимальное количество систем фильтрации, относящихся и к внутренним, и к внешним факторам, а анализ отдельных поведенческих факторов просто несравним с Google. Ситуация еще больше усложнилась с введением MatrixNet — это добавило еще одну линию, по которой проводится аналитика, то есть измерений в поисковой системе теперь стало три. Такое большое, серьезное, глобальное изменение невозможно не учитывать при анализе алгоритмов работы ссылочного ранжирования.
При таком сложном механизме, который сейчас разработан в Яндексе, проследить некоторые закономерности можно только при помощи экспериментов. Речь идет не о мелких исследованиях, доступных фактически каждому вебмастеру, знакомому с языком запросов. Полноценным экспериментом можно назвать процедуры, требующие создания площадок, специальных инструментов и т. д. Как правило, такие «опыты» длятся несколько месяцев и порой стоят сотни тысяч долларов. Однако они себя окупают, так как, во-первых, позволяют лучше понять алгоритмы поисковой системы и ее закономерности. А во-вторых, на основе экспериментов создаются глобальные технологии и сервисы, например, SeoPult+. Проект уже запущен, работает и доказал свою эффективность. В год наша компания проводит порядка 10 таких экспериментов, результате которых создаются (а затем уничтожаются) 10000 сайтов. Кроме финансовых, такая работы требует больших трудовых и временных затрат, а также привлечения серьезных специалистов — математиков, аналитиков. Поэтому настоящие исследования поисковых систем в России проводят единицы компаний, для этого необходимы крупные ресурсы.
При этом стоит отметить, что далеко не все эксперименты заканчиваются дальнейшими разработками новых технологий: для начала должна быть гипотеза, которую надо проверить. Идеи для них берутся из самых разных источников — от выводов аналитиков, стремящихся подтвердить или опровергнуть выявленную закономерность, до проектов серьезных специалистов, которые предлагают провести совместные разработки. Примерно 80% идей отфильтровываются после экспериментов, что тоже является результатом. Не проверив то или иное предположение, невозможно создать эффективную технологию.
Только 20% идей впоследствии становятся проектами. Эффективность эксперимента можно оценить в цифрах. Если дельта роста позиций для сайта, продвигаемого по основной технологии и по экспериментальной технологии, составляет более 10%, это уже очень успешный эксперимент. Реализация подобной схемы для всех сайтов глобально даст, как минимум, один процент прироста на средней массе для всех позиций сайтов, продвигаемых в системе. Отталкиваемся от цифры 10% на экспериментальной базе и от цифры 1% для общей базы после применения эксперимента и для всей массы сайта. Существуют также и пассивные эксперименты. Их простую версию осуществляет каждый вебмастер, например, при анализе апдейтов. Для своих проектов у нас есть тестовые кластера, которые проставляются на наших экспериментальных каскадах, и мы анализируем эффективность того или иного каскада каждый апдейт. По результатам апдейта выбираются наиболее эффективные каскады и делается подмена: для всех новых ссылок, которые будут закупаться, они начинают закупаться по схемам более эффективных каскадов. Без такого анализа не обойтись при корректировке продвижения запросов.
Однако не нужно думать, что эксперименты над поисковыми системами — это регулярная работа, всегда требующая средств и времени. На самом деле лабораторные работы по исследованиям происходят всплесками: то приобретают трудоемкость, то все упрощается, когда в поисковиках не происходит глобальных изменений.
Чем эти эксперименты могут помочь обычным вебмастерам, которые не имеют возможности создавать тысячи сайтов и нанимать аналитиков? Наша работа имеет совершенно практическое применение: результаты всех исследований ложатся в основу технологий, впоследствии доступных каждому. И пусть вебмастер не знает, каким путем наша команда создала тот или иной продукт, какими показателями мы пользовались и какие факторы рассматривали, но он может пользоваться нашими сервисами в своей работе и достигать успеха! Лишь несколько примеров: система SeoPult+, позволяющая автоматизировать закупку ссылок и оптимизировать ссылочный бюджет; технология SeoPult MAX, которая подбирает доноры под конкретную продвигаемую страницу и запрос, при этом учитывая 184 фактора.
Сейчас в нашей компании проводятся очередные эксперименты, а это значит, что в ближайшем будущем на рынке появится новая технология, помогающая оптимизаторам правильно и эффективно продвигать их проекты.

Комментариев нет:

Отправить комментарий